Солдатова Саргылана Спартаковна, воспитатель

"Современная модель работы ДОУ с семьей. Социальное партнерство"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество ДОО с семьей.

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников как концептуальные основы сотрудничества ДОО и родителей фиксируются в содержательном разделе Основной образовательной программы дошкольного образования (Программы). Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы становится значимым направлением работы детского сада, наряду с непосредственно образовательной деятельностью и образовательной деятельностью, осуществляемой в режимных моментах.

В рамках требований к психолого-педагогическим условиям реализации Программы в ФГОС выделены компетенции педагога, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, среди которых — умение осуществлять взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В настоящее время происходит обновление дошкольного образования. Оно касается не только поиска новых организационных форм работы с детьми, но и пересмотра существующей образовательной практики в контексте новой философии работы с семьёй. Данная философия в значительно большей степени отвечает запросам родителей и изначально ориентирована на установление тесных контактов с семьёй, плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников.

Сегодня, в условиях, когда большинство семей озабочено  решением проблем  экономического, а порой  физического выживания,  усилилась  тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея  в достаточной  мере  знанием  возрастных и  индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье  44 Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»  говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественно право на  обучение и воспитание детей  перед всеми другими лицами.   Они обязаны заложить основы  физического,  нравственного и интеллектуального развития  личности ребенка».

 Поэтому, в настоящее время, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,  в каждой дошкольной образовательной организации стоит задача по созданию условий  для активного взаимодействия с родителями в образовательной деятельности, повышения их родительской компетенции.  

При организации работы с родителями ставится следующая цель: вовлечение  семьи в единое образовательное пространство.

Данную цель  реализовывается через решение следующих  задач:

1) установление  доверительных и партнерских  отношений с родителями;

2) оказание помощи  в  решении  конкретных  проблем;

3) повышение  компетентности родителей  в вопросах развития, образования и воспитания детей.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками образовательных отношений? Найти ответы на эти вопросы поможет внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

В настоящее время особой  популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов, привлечение внимания родителей к детскому саду.  Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Нетрадиционные формы работы с родителями  можно разделить на информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

К нетрадиционным информационно – аналитическим формам относятся: анкетирование, «Родительская почта».

Проводятся различные виды анкетирования. Например, «Сотрудничество детского сада и семьи», «Здоровье ребёнка в условиях детского сада и семьи», «Что вас тревожит в собственном ребёнке» и т.д. На основе собранных данных анализируются особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатываем тактику общения с каждым родителем.

Следующая форма -  «Родительская почта».

Родительская почта - это сделанный  почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему развития, воспитания и образования ребенка. Эти вопросы освещаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает  встретиться лично.

Использование информационно-аналитических форм помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать её индивидуальные особенности, вовремя оказать помощь в решении конкретной проблемы.

Познавательные формы работы с родителями   – направлены на обогащение родителей знаниями в вопросах развития, образования и воспитания детей.

К нетрадиционным познавательным формам относятся: родительские собрания с использованием активных форм, семинары – практикумы, семейные клубы, проектная деятельность, акции, совместное создание предметно-развивающей среды, группа кратковременного пребывания.

  Родительские собрания,всегда были и остаются одной из главных форм работы с родителями. В отличие от других форм, они являются обязательными для посещения. Для повышения интереса родителей, увеличения посещаемости на родительских собраниях используются такие активные формы как викторины, кроссворды, круглый стол, просматривание видеозаписей из жизни детей в детском саду.

В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем развития детей.  

Викторины и кроссворды помогают уточнить знания родителей по определённой теме. Они не только активизируют, но и хорошо повышают их компетентность во многих вопросах. Хорошо подходит такая форма при работе с родителями по безопасности.

Всегда вызывает интерес родителей на родительском собрании просматривание видеозаписей из жизни детей в детском саду.  Эта форма позволяет  им увидеть и сравнить  своего ребенка  с другими детьми.

«Семинары – практикумы»

Это эффективная форма работы с родителями, на которой  происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций.

   Например, данную форму используют для повышения компетентности родителей в вопросах оздоровления детей. Цель семинара - практикума: обучение родителей принципам оздоровительных технологий.

  Семинар – практикум состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в группе; основами оздоровительных технологий; с современной литературой, освещающей вопросы закаливания.  На семинар – практикум с выступлениями часто приглашаются старшая медсестра, старший воспитатель.

В практической части происходит обучение родителей: 

 - различным видам массажа: массаж с ежиками, массаж по Уманской, массаж лица, ушей и других частей тела,

- методике проведения дыхательной гимнастики.

Проводимая работа с родителями позволяет заниматься оздоровлением детей не только в детском саду, но и в домашних условиях.  Родители знают методику выполнения различных массажей и могут вместе с детьми выполнять их дома.

«Семейные клубы» 

В настоящее время всё больше распространяется такая форма работы с родителями как клубная деятельность. На каждой возрастной группе имеется свой клуб, который отвечает запросам родителей. Так, например, родительский клуб «Школа для родителей».

Цель деятельности клуба: повысить психолого – педагогическую грамотность родителей, установить активное взаимодействие между педагогами, родителями и детьми. В работе используются  разнообразные формы такие как:  семинары, тренинги, игровые упражнения, консультации, дискуссии, обсуждение за круглым столом. При этом используются разнообразные методы и приёмы обогащения воспитательного опыта родителей: решение проблемных задач, ролевое проигрывание семейных ситуаций, анализ родителями поведения ребёнка, обращение к опыту родителей.

Структура занятий клуба носит деятельностный характер, формируется на основе проблемно – системного принципа. Занятия проходят один раз в квартал. На них рассматриваются такие темы как: «Игры раннего возраста», «Детские провокации, или как правильно устанавливать запреты», «Когда ребёнок сводит взрослого с ума», «Играют дети – играем вместе» и др. К каждому занятию готовится выставка литературы, которую при желании родители могут взять для ознакомления домой.

Есть  детско - родительский клуб «Гнёздышко».

Цель клуба:  приобщать родителей к процессу развития ребёнка путём организации содержательного общения с ними в условиях детского сада.

Работа клуба предполагает одно заседание  раз в квартал. Заседания клуба родители посещают вместе с детьми. На встречи приглашаются не все родители, а только те, чьи дети испытывают трудности по определённой теме. Многие встречи направлены на ознакомление с приёмами развития мелкой моторики рук в домашних условиях.

А в подготовительной группе сроком на 1 год создают «Клуб родителей будущих первоклассников». Его  цель:  приобщение родителей к процессу подготовки ребенка к обучению в школе путем организации психолого-педагогического просвещения родителей и организации содержательного общения с детьми в условиях детского сада.

В рамках работы клуба проходят  такие мероприятия как: семинары – практикумы «Семья на пороге школьной жизни ребенка», дискуссии «Что значит «ребенок готов к школе?», КВН «Дорожная грамота», родительское собрание в форме круглого стола «Школа, детский сад, семья: готовим ребенка к школе вместе»,  консультации, игровые упражнения.

Практическое значение клубной  работы заключается в сплочении родителей, детей и педагогов, обогащении психолого – педагогическими знаниями, свободном обмене мнениями.

Ещё одна нетрадиционная форма – акции. Проводят не только благотворительные акции «Доброе сердце» (сбор вещей, игрушек) для детей из многодетных и малообеспеченных семей, но  и такие акции как «Пять минут поэзии на ночь», «Почитай мне, мама, перед сном». Цель их:  привлечение  внимания к книге, пробуждения  интереса  к художественной литературе.  В этих акциях  приняло  участие 82% родителей  воспитанников. А самое главное, детям и их родителям  ежедневное  чтение очень понравилось.

Привлечение родителей при организации проектной деятельности.  Например,  совместное рисование и изготовление поделок, сочинение сказок, оформление наглядно – дидактических пособий, в создании паспортов растений, растущих на участке ДОУ.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей в создании развивающей среды.  Именно поэтому многое в группе сделано руками пап и мам воспитанников. Они помогают изготовить наглядные пособия для образовательной деятельности, рисуют красочные картины для оформления групповой комнаты и приёмной, помогают оформить уголки дежурства и природы.

Такие мероприятия как ремонт группы, мебели, построек на участке помогают наладить доверительные отношения с родителями, установить атмосферу теплых взаимоотношений между воспитателями и родителями.

Открывают Группу кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет.

  Группа функционирует по выходным дням по 2 часа. Цель работы группы:обеспечение присмотра и  ухода  за детьми раннего возраста. Педагоги играют с детьми, проводят для них и их  родителей развлечения, праздники; дают консультации по развитию детей. Эта работа способствует ранней социализации детей.

Наглядно – информационные формы работы – направлены наознакомление родителей с работой детского сада, особенностями развития и воспитания, о формах и методах работы с дошкольниками.

К нетрадиционным наглядно-информационным формам относятся: дни открытых дверей, ярмарки, театральные фестивали, фотовыставки,  выставки совместного творчества детей и родителей.

Особой популярностью из этих форм пользуются «Дни открытых дверей». В этот день  родители имеют возможность присутствовать на всех режимных моментах в течение дня. Это позволяет им увидеть и сравнить достижения своего ребенка с другими детьми, оценить его образовательный уровень. Также для родителей в этот день обязательно проводят дегустацию блюд, входящих  в рацион детей (напитки, омлеты, запеканки) и консультации специалистов (заведующего, старшего воспитателя, старшей медсестры, заведующего хозяйством, музыкального руководителя) по вопросам, входящим в их компетенцию.

Заканчивается «День открытых дверей» проведением ярмарки, которую посещают почти все родители всех возрастных групп. Начинается ярмарка с небольшого концерта, в который включены  русские народные песни и танцы. Потом зазывалы (дети старших групп в русских народных костюмах)  приглашают гостей к своим столам. На ярмарке воспитанники и их родители могут приобрести вещи, игрушки, поделки (созданные руками как детей, так и их родителями), книги и, конечно же, сладости (ассортимент которых не запрещает СанПиН). После проведения Дня открытых дверей всегда ощущается большее понимание и благодарность со стороны родителей. 

 Большое количество родителей собирают и ежегодные театральные фестивали.  Здесь дети имеют возможность показать свои творческие способности.

В театральных фестивалях принимают участие дети всех возрастных групп, начиная с первой младшей.

Нравится родителям участвовать в фотовыставках, посвящённым разным тематическим неделям, что позволяет активнее включать родителей  в образовательную деятельность детей.  Например, фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мамочка любимая, мамочка моя»,  «Наши защитники», «Любимый город».

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества детей и их родителей. Родители проявляют интерес к данной форме работы, увлекаются, создают вместе с детьми много разнообразных поделок, рисунков. Например, «Рождественское чудо», «Пасхальный сувенир», «Моя мама – рукодельница» и т.д.

Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес используют при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

Досуговые формы работы – направлены навовлечение родителейв досуговую деятельность детей.

К нетрадиционным досуговым формам относятся: участие в семейных учрежденческих конкурсах, а также в конкурсах районного и регионального  уровня, и конечно же, снова семейные клубы.

На протяжении последних четырёх лет привлекают родителей к участию в семейных учрежденческих конкурсах: «Папа, мама, я – творческая семья», «Мы с мамой все умеем», «В стране веселых бабушек и озорных внучат», «Мы дружим со спортом», «Здоровая семья» и др.  Такие конкурсы помогают эмоциональному сближению, сплоченности, раскрытию творческих способностей всех членов семьи. Невозможно описать радость в детских глазах, когда они вместе с родителями выполняют различные задания.  Поэтому проведение семейных конкурсов всегда вызывает положительный отклик у родителей. Конечно же, все участники семейных конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами.

Также привлекаются родители к участию многих мероприятий районного и регионального уровня.

Ежегодно родители принимают участие в региональном конкурсе по программе «Разговор о правильном  питании», где занимают призовые места; районных фотоконкурсах «Ваша служба и опасна, и трудна», «Я горжусь своим папой»;  выставках рисунков ««Мой любимый город» и поделок «Пасхальная радость»; ретровыставках  «Мир сумок»,  «Назад в СССР», «Игрушки советского детства»;  краеведческих чтениях «Это нашей истории строки», «Незабываемая история».

  Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

 Семейные клубы

Ничто так не сплачивает родителей в группе, как совместный отдых, проведение совместных развлечений.

Цель клуба: создать в группе разнообразное по содержанию сотрудничество, способствующее развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. В ходе работы клуба проводятся развлечения, Дни именинников, семейные конкурсы, мастер – классы.

Во время проведения мероприятий присутствуют почти все родители. Они сами играют роли, помогают разрабатывать сценарии, участвуют в подготовке атрибутов для развлечений и праздников, готовят костюмы.

Занятия клуба  проводятся часто, почти каждый месяц. Каждое развлечение заканчивается обязательным чаепитием.

 

На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: многие родители стали активными участниками не только в делах группы, но и детского сада. Они входят в Совет ДОУ,  проводят сами родительские собрания как общие, так и групповые. Главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Педагоги должны учитывать мнения и желания родителей, их способности и возможности, находить к каждой семье индивидуальный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013, № 1155

2.Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2014г.

3.Н.Г. Пантелеева, Социальное партнерство детского сада и родителей. – М., 2013г.

4.Акентьева Т. «Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.

5.Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»№4, 2013г.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 февраля 2019 в 17:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.