Солдатова Саргылана Спартаковна, воспитатель

“Формирование интереса и любви к книге у детей дошкольного возраста через семейное чтение”

«Всем хорошим во мне я обязан книгам».

А.М. Горький

Мы часто не обращаем внимания на то, как наш малыш относится к книгам, проявляет ли он к ним интерес с раннего детства. А потом удивляемся, почему дети не любят читать, делают это с трудом и каждая книга, заданная к прочтению в школе, воспринимается ими как наказание.

Все дело в том, что мы упускаем важные моменты в жизни ребенка, когда можно было развить его интерес к чтению, привить ему настоящую любовь к книгам.

Да и сами родители подают ли хороший пример? Как часто видит ребенок вас с книгой в руках? Книги в их бумажном варианте, или хотя бы в электронном виде, практически исчезли из разряда развлечений взрослых людей. Так откуда же у наших детей должна появиться тяга к чтению?

Многие мамы все-таки стараются привить ребенку любовь к чтению книг, но делают это не всегда правильно. Существует множество методик обучения ребенка чтению, к сожалению, не все они работают в нужном направлении, а некоторые просто применяются слишком рано.

Каждая мама хочет, чтобы именно ее ребенок был самым умным, самым талантливым и эрудированным. Сегодня способность ребенка читать является одним из тех качеств, которыми мама может похвалиться, причем чем раньше ребенок начинает это делать, тем больше гордости у родителей. Поэтому научить малыша читать пытаются чуть ли не с рождения, а учить буквы начинают буквально с первых произнесенных слов.

В результате таких стараний, многие дети которые знали буквы, слоги и отдельные слова в очень раннем возрасте, потом могут иметь серьезные проблемы с чтением. Они просто не понимают, как эти буквы складываются в слова, не улавливают связи.

Другие родители уделяют много времени чтению с ребенком, иногда даже слишком много. Чтение превращается в ежедневное занятие, которое нельзя отменить ни при каких условиях. Рано или поздно это приводит к тому, что ребенок не любит читать и старается всеми способами избежать этой «повинности».

Очень важным моментом в развитии ребенка является осознание родителями того, что главное научить ребенка не читать, а любить читать. Именно этот навык принесет ему больше пользы.

Что же делать, чтобы привить любовь к чтению у детей:

- сами начните больше читать, дети всегда берут пример со взрослых. Если ребенок ни разу не видел вас с книгой в руках, вряд ли он решит, что там может быть что-то интересное. Читайте и демонстрируйте, что получаете удовольствие от чтения; 

- книги в доме должны быть. Когда в доме присутствует огромный шкаф с кучей книг, даже совсем не любопытный ребенок хоть разок, да и потянется заглянуть в одну из них;

- читайте книги вместе с ребенком вслух, не важно, сколько ему лет. Пусть ребенок с самого раннего детства будет вовлечен в литературу. Читайте интересно, по ролям и с выражением, обсуждайте героев, интересуйтесь, кто из персонажей заинтересовал ребенка, кто поступил плохо, а кто хорошо;

- сравнивайте персонажей книги с вашими знакомыми, друзьями или родственниками. Ребенок должен понимать, что книги, даже если они фантастические, имеют параллели с реальной жизнью;

- попробуйте сами сочинять истории и сказки вместе с ребенком. Это занятие поможет развивать его словарный запас и фантазию, а заодно и свою. Любовь к захватывающим историям пробудит интерес к новым источникам, откуда их можно почерпнуть;

- учите вместе с ребенком небольшие интересные стихотворения и рассказывайте их по ролям. После этого можно пойти дальше и начать разыгрывать небольшие спектакли. Ни один ребенок не устоит против такой игры. Не забудьте намекнуть, что новые сценарии для следующих представлений можно найти в книгах;

- воспитание любви к чтению должно начинаться с интереса к слову, его звучанию и написанию. Играйте с ребенком в «слова», пойте песенки про буквы и алфавит, придумайте имена всем игрушкам и подпишите их;

 - покупайте ребенку веселые, красочные книги с большими картинками. Пусть в них будет минимум текста, зато их будет приятно брать в руки. Лучше, если вы будете выбирать их в магазине вместе с малышом;

 - пишите вместе с ребенком письма друзьям и членам семьи, кладите их в карман или приклеивайте на видных местах в квартире. Пусть малыш видит, что написанное им доставляет удовольствие другим членам семьи;

 - читайте и пишите в любой ситуации, например, в очереди в поликлинике, в путешествии. Таким образом, ребенку будет гораздо веселее коротать время ожидания и станет понятно – чтение может быть отличным развлечением.

Пусть занятия чтением станут для вас и вашего малыша интересной игрой, в которой вы вместе будете каждый день радоваться новым успехам. А любовь к чтению непременно пригодится вашему ребенку и будет сопровождать его всю жизнь.

Проблема чтения

Современные аналитики делают неутешительные выводы – 35 % современных детей за год не берут в руки и не читают ни одной книги! И только от нас, взрослых, зависит, будет ребенок читать много и с удовольствием или подтвердит неутешительную статистику.

Для того чтобы малыш полюбил книгу надо немало потрудиться его родителям! Сложно дать совет, с какого возраста надо приобщать кроху к книжкам. Наверное, в каждой семье это происходит по-разному, но чем раньше – тем лучше.

 

 

Ученые установили прямую зависимость между количеством книг и способностью к обучению

Исследователи из Австралийского национального университета и Университета Невады в США установили прямую зависимость между количеством книг в доме и способностями к обучению. Выяснилось, что дети, которые с ранних лет окружены книгами, во взрослом возрасте демонстрируют более высокие результаты в учебе (даже если книги просто физически присутствовали в жилом пространстве, но не читались). 

Исследование проводилось на протяжении четырех лет, в нем приняли участие респонденты из 31 страны. Участники рассказывали, сколько книг было в их доме в школьный период (до 16 лет), после чего они проходили тест на общий уровень грамотности.

Ученые выяснили, что взрослые с высшим образованием, которые выросли в домах, где почти не было книг, имели тот же уровень грамотности, что и респонденты, не получившие диплом, но привыкшие жить в окружении книг. 

Исследование, опубликованное в журнале SocialScienceResearch, показало, что количество книг в доме имеет прямое влияние на формирование навыков счета, письма, использования технологий. В среднем у австралийцев насчитывается 148 книг на семью. Лидеры опроса - эстонцы, которые в среднем имеют в доме 218 книг. В российской семье - 154 книги.

Польза литературы - факт безусловный. Австралийские ученые нашли зависимость между привычкой читать и уровнем IQ, материального и социального благополучия. 

Конечно, книги нужны не для того, чтобы украшать ими полки и шкафы. Книги нужно читать. Однако привить ребенку любовь к чтению, не имея в доме ни одного художественного произведения, - задача трудно выполнимая.

В каком возрасте лучше всего произойдет знакомство с книгой

Каждая мама сама поймет, когда ее чадо готово сконцентрировать внимание хотя бы на короткое время. Как только становится очевидным, что ребенок с удовольствием играет сидя, занимаясь с игрушками, тут и пришло время подложить ему небольшую по размеру яркую книжку. Малыш обязательно заинтересуется новой игрушкой. Он потянется к ней и возьмет ее в ручки. Первое знакомство будет, возможно, мимолетным. Может случиться так, что старые игрушки возьмут верх, и такая красивая, глянцевая и манящая книжка окажется отброшенной в сторону. Маме или папе необходимо проявить терпение и сначала не настаивать. Не надо отбирать полюбившегося зайчика и с упорством подсовывать сыну или дочке новую игрушку в виде книжки. Он же еще не знает, какой волшебный мир ожидает его.

Первая неудача. Не понравилась книжка, не беда. Уберите ее от малыша. Не оставляйте его пока наедине с этой неизведанной для него вещью. Важно не допустить на первых порах, чтобы малыш грубо обошелся с книгой, чтобы не начал ее бросать, не стучал ею об пол, чтобы не тянул ее в рот и, конечно, не попытался ее разорвать.

Существует несколько важных правил:

- первая книга должна подходить маленькому ребенку по своим внешним характеристикам (прочность, малые габариты и т.д.);

- никакого насилия;

- занятия вдвоем;

- родительский пример (чем чаще ребенок видит маму и папу с книгой, тем охотнее он сам будет проводить время с книгами).

Итак, первая книга должна быть не только красочной, но и прочной. Сейчас выпускается множество книг, предназначенных для совсем маленьких деток. Книга должна быть небольшого размера: такого, чтобы малыш удержал ее в руках, а если и выронит, то она не должна помяться или порваться. Так что первое знакомство с книжкой должно происходить не только на глазах родителей или бабушек, но и при их активном участии. Не получилось заинтересовать ребенка с первого раза книжкой, никакой трагедии не произошло. Не надо приставать больше к малышу с ней в этот день. Некоторое время спустя можно повторить попытку. Она обязательно увенчается успехом. Путем проб и ошибок. В другой раз можно попробовать положить книжку к игрушкам. Уберите самые любимые игрушки, уменьшите выбор и добейтесь, чтобы ребенок выбрал именно книгу.

Не надо огорчаться, если процесс привыкания малыша к книжке продлится какое-то время. Рецептов в этом деле не может быть. И ни в коем случае не раздражайтесь, если сын или дочка упорно отказываются интересоваться книгой. Как только малыш поймет, что этот малознакомый предмет ему насаждается, у него возникнет стойкое неприятие, и тогда родителям придется решать совсем другую задачу, превратившуюся в проблему. Увидев, что ребенок упрямится, можно взять книгу самой и начать переворачивать страницы. Не может быть, чтобы эта процедура не заинтересовала крошку. Все дети обожают переворачивать страницы, они еще не концентрируются на картинках. Им просто нравится переворачивать (не перелистывать, потому, что книжка твердая и страницы в ней толстые и весомые) страницы. И тут опять надо быть рядом, чтобы не допустить грубого отношения к новому предмету. Постепенно малыш поймет, что эта «игрушка» отличается от других, но поймет это только с помощью взрослого, который должен намеренно и даже театрально утрированно показать ребенку, как надо обращаться с книгой. Маленькая, но такая большая победа!

В таком деле, как приобщение очень маленького ребенка к книге, нельзя торопиться. Все будет зависеть от поведения родителей. Заметив, что малыш наконец-то потянулся к книге, его надо похвалить, и после этого можно обратить внимание ребенка на то, что книга – это не простая игрушка с переворачиваемыми страницами.

Пришло время показать сыну или дочке, что на каждой странице есть своя картинка. Первые выбранные книжки должны быть, с точки зрения взрослых, очень простыми. Достаточно, если на странице будет изображено какое-то одно животное. Хорошо, если оно будет узнаваемым. Возможно, в семье живет кошка или собака. У ребенка уже давным-давно с этим питомцем установлен контакт. И тут он видит такое знакомое животное на картинке. Это же для малыша целое открытие. Первый контакт с книжкой установлен. Для родителей экзамен сдан. Однако это только первый шаг, а впереди новые победы.

Зачем детям читать книги

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная  из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.

На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и Интернет. Однако, даже если не упоминать о том, что телеэфир и сетевое пространство заполнено отнюдь не только полезной для детей информацией, никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтение. И вот почему. Даже если представить себе идеальное для детей телевидение, весь эфир которого состоит сплошь из качественных детских фильмов и научно-популярных передач, оно все равно проигрывает по отношению к хорошей библиотеке.

Во-первых, потому, что частая смена картинок, многообразие эмоций и постоянное звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации.

Во-вторых, в отличие от видеоряда, книга дает пространство для человеческого воображения, для осмысления и осознания прочитанного.

Информация, полученная из книг, близка к эмпирическому опыту человека, потому что читающему приходится самостоятельно вникать в текст, вычленять необходимое, отделяя главное от второстепенного. Информация с экрана приходит в готовом виде, не задействует ресурсов нашего сознания и не развивает ни фантазию, ни интуицию, ни познавательные способности человеческого мозга. Иначе говоря, такая информация «влетает в одно ухо, вылетает в другое».

Помимо духовного просвещения есть еще и абсолютно прагматическая необходимость в чтении книг. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. Ошибки в словоупотреблении и в управлении режут слух начитанного человека. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках. 

Проблема грамотности школьников стоит сегодня особенно остро. Все большему количеству детей ставится печальный диагноз «дисграфия», а банальные ошибки в орфографии и пунктуации допускает большинство молодых людей. Между тем, доказано, что так называемая «врожденная грамотность» - тоже результат начитанности человека. Дело в том, что в процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов. При письме эти образы «всплывают в голове» автоматически, и человек, не задумываясь, пишет грамотно, и сразу замечает орфографические ошибки на бумаге. Такому человеку нет необходимости зубрить сложные правила и исключения, достаточно только чаще читать.

Задавая вопрос «Как заставить ребенка читать?» родитель уже совершает ошибку. Заставить читать с интересом не возможно, как невозможно заставить ребенка играть в скучную игру. Многие учителя изначально внушают детям, что читать «тяжело, но надо», вместо того, чтобы увлечь ребенка интересной книгой. Дети, которые в начальной школе читают «из-под палки», с радостью забудут о книгах, как только закончится родительский и школьный контроль. Да и информация, которую человек постигает «через силу», не оставляет следа в его душе. Поэтому необходимо научить ребенка любви к чтению, а это практически полностью в руках мам и пап.

Огромную роль здесь играет совместное чтение. Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.

Значимые аспекты развития ребенка, которые затрагиваются в процессе совместного чтения:

 Удовлетворение потребности в безопасности.

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний.

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения. 

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. И время, потраченное на чтение, непременно окупится с лихвой, потому что книга учит человека мыслить, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни, книга учит человека думать и принимать решения, способствует формированию собственного, уникального философского взгляда на мир. 

Детям нужно читать:

- Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

- Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

- Работа с книгой стимулирует творческое мышление, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

- Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

- Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков

- Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.  Книга объединяет поколения.

- Книги –помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

- Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

- Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Как читать детям:

- Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

- Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

- Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

- Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

- Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

- Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

- Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Вот что происходит в моменты совместного чтения:

- Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.

- Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.

- При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.

- Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

 

Как привить ребенку любовь к чтению с ранних лет

В дошкольном возрасте у ребенка происходит накопление разнообразных практических  умений и навыков, развиваются умственные способности, формируются морально-этические качества.

Много факторов влияет на всестороннее развитие ребенка. Одним из главных факторов является книга. Книга может быть той пищей для ума и сердца, которая дает силу для нравственного созревания человека. Она может объединить людей разного возраста. Видя книгу в руках у взрослых, ребенок с малых лет начинает интересоваться ею. У ребенка проявляется интерес к книге, поэтому, чтобы он не угас, его нужно удовлетворить. Чем больше места будет уделено в ней общению с книгой, тем  лучше для самого ребенка.

Чтение – это праздник ума и сердца. Это занятие никогда не станет старомодным, несмотря на то, что есть современные средства информации – кино, телевидение, компьютер, интернет. Чтение несет содержание, а вместе с ним и новые знания о реальной жизни.

Неизгладимое впечатление на малыша производит чтение наизусть родными какого либо произведения. Если ребенок слышит от старших братьев или сестер наизусть «Айболита» или « Муху Цокотуху» во время игр, не имея перед собой книгу, он тоже хочет так научиться.

Именно книга учит детей с малых лет анализировать свои и чужие поступки, учит чувствовать и переживать события вместе с главными героями, помогает выражать свое отношение к окружающему миру.

Уже с раннего возраста многие умные родители приобщают детей к миру книг. Но в силу возрастных особенностей малыши еще не умеют читать, но им доступны – рассматривание ярких картинок в книге, практические действия с ней. Для малышей сегодня выпускаются различные книжки – малышки: мягкие, которые развивают тактильную чувствительность; книжки для купания, которые не намокают: малыши могут купаться и с удовольствием рассматривать иллюстрации; фигурные книги в форме какого либо животного; музыкальные и т.д.

Не нужно думать, что дети не понимают смысл произведений. Конечно, книги нужно подбирать согласно возрасту ребенка, а не брать все подряд. Не нужно читать 2-х летнему ребенку волшебные сказки, где содержание детям часто непонятно.

Сейчас на книжных полках можно увидеть адаптированные для малышей сказки для детей 5-6 лет, такие как, «Золушка», « Красавица и чудовище», «Русалочка» и т. д. Такие сказки не принесут пользы для развития ребенка, т. к. упрощенный язык, отсутствие красочных эпитетов, делают произведение неинтересным для ребенка и у него пропадает интерес к сказкам, даже зачастую качественным.

Выбор книги не может быть случайным: она должна быть хорошо оформлена и обладать воспитательными достоинствами. Выбирая сказки, необходимо обратить внимание на тот факт, что малышам до двух лет нужны книги с большим количеством иллюстраций.

В раннем возрасте ребенок понимает смысл прочитанного пока только через картинку, у него еще нет собственного опыта.

Для детей старше 3-х лет, текста должно быть больше, чем иллюстраций. Слушая какую-то историю, ребенок представляет себе ситуацию, развивается воображение. После того, как выбрана книга или произведение, важно правильно преподнести её ребенку. Если взрослый прочитает её выразительно, с логическими паузами, различным темпом, то такое чтение ребенок запомнит надолго, и содержание произведения прочно сохранится в его памяти. И наоборот, если взрослый читает ребенку только для того, чтобы быстрее от него отвязаться, невыразительно, второпях, то такое чтение никакой пользы не принесет, ребенок пропустит её мимо ушей.

В раннем возрасте для ребенка не так важно содержание читаемой ему книги, а более важен тот момент, что мама сидит рядом, он слышит её родной голос и ребенку спокойно и уютно.

Начиная с 2-3 лет ребенок активно познает окружающий мир. Просто рядом посидеть с мамой его уже не устраивает, он несет ей охапку книг, чтобы она ему почитала. Порой бывает, что не дослушав одну сказку, ребенок несет еще одну. Для детей этого возраста очень полезны и интересны книжки – игрушки, где можно какие то детали шнуровать, снять с пуговицы и опять одеть, открыть и закрыть замочек на страничке «а что там?», пищать,  потрогать руками, а может быть и зубами, т. е. ребенок осваивает новый предмет практическими действиями.

При покупке книг для малышей очень важно оценить качество иллюстраций. Дети 2-3 –х лет понимают окружающий мир буквально, у них нет еще воображения и фантазии. Так, если взрослые покупают своему ребенку книги о животных, то нужно искать такие, где они нарисованы реалистично: т. е окрас не голубой или красный, а именно такой, какие они бывают в жизни. Иллюстрации должны быть четкими и крупного размера.

Естественно, качественные книги не могут стоить дешево, но покупая детские книги с не очень качественными картинками, дети рискуют получить неверные представления об окружающем мире.

Малышам очень нравится, когда взрослые читают им вслух. Они могут слушать уже в тысячный раз сказку про « Теремок», и каждый раз она будет им интересна. Этого можно добиться, если читать сказку с разными интонациями. Очень интересно наблюдать за поведением детей 2-х летнего возраста, когда читается отрывок,  «подошел к теремку волк и зарычал»…

Все больше молодых родителей предпочитают развивать своих детей чуть ли не с рождения. И это правильно: дошкольный возраст – это то драгоценное время для интеллектуального и познавательного развития ребенка, упустив которое ребенок не получает многих знаний.

Следует отметить, что любовь к чтению как раз формируется в раннем возрасте. Если ребенку регулярно читают книги, рассматривают с ним иллюстрации, если дети видят читающих родителей, то они сами невольно  с младенчества тянутся к книгам и так постепенно к школе формируется стойкий интерес к чтению и будущая успешность в школе.

У детей  2-3 лет можно развивать интерес не только к книге, но и к детским журналам. В каждой книге есть определенная тематика (сказка, стихотворение), но так как у малышей непроизвольное и очень непродолжительное внимание, то слушать даже недолгое время у них не получается и дети начинают отвлекаться. Вот здесь отлично подходит журнал. Отличие журнала от книги в том, что на каждой странице новое задание: то сказка, то описание какого-то животного, то игра, то стихотворение, то загадка и т. д.

При выборе детского журнала необходимо ознакомиться с тем, на какую возрастную категорию ориентирован журнал, иначе ребенку будет неинтересно, если содержание будет или слишком простое или очень сложное, не по возрасту.

Начинать чтение лучше всего с тех страниц, которые наиболее привлекли внимание ребенка. Не стоит читать сразу весь журнал маленькому ребенку, даже если содержание соответствует его возрасту: лучше прочитать сегодня одно, завтра другое.

Но также есть другая категория родителей, которая предпочитает развивать своих детей другим, более легким путем – компьютером.

 В наш современный информационный век компьютер прочно вошел в нашу жизнь и жизнь наших детей. Сейчас дети уже в 1-2 года уже спокойно могут включить компьютер и поставить себе мультики. Многим родителям это очень удобно: в квартире чисто, игрушки никто не раскидывает, тишина, никто не мешает криками «расскажи сказку или почитай мне».

Конечно компьютер не такая плохая вещь, как может показаться. В продаже есть много познавательных мультфильмов, аудиосказок для малышей. Но никакая сказка или стихотворение не произведут должного эффекта на маленького ребенка, которая была прослушана на компьютере,  в сравнении с той, которая была прочитана вместе с мамой или папой. Важен телесный контакт, умение обсудить произведение. Важно озвучить свое мнение и выслушать суждения ребенка: почему понравилась сказка? Кто главные герои? Чем закончилась сказка?

Часто при прослушивании даже коротких сказок дети проявляют неусидчивость, очень часто отвлекаются, не могут ответить на простые вопросы, очень редко можно наблюдать тот факт, что дети испытывают какие то чувства и эмоции. При чтении той же сказки из книги у детей интерес к ней намного возрос. Они рассматривали обложку, иллюстрации, рассказывали, каких животных они знают. При чтении дети внимательно слушали, с интересом наблюдали за сюжетом, мало кто отвлекался, детям было интересно, чем же закончится сказка.  Замечено, что в семьях, где чтение перед сном является неотъемлемым атрибутом засыпания ребенка, дети вырастают более спокойными, интеллектуально развитыми и с хорошей речью.

Многие родители и сами не читают и ребенка не стараются заинтересовать книгами.Они считают, что маленькие дети не понимают содержание произведений, и им лучше и понятнее посмотреть мультфильмы, чем почитать сказку. Зачастую, сами взрослые не понимают, что лишая своих детей книг, они обедняют их духовное развитие.

 Иногда родители прибегают к чтению, но ни как к развивающему занятию, а с целью насильно накормить его (ложечку за маму, за папу), или по пути домой из детского сада: ребенок возвращается возбужденный, уставший. Ясно, что от такого чтения ничего хорошего не получается. Ребенку книги очень надоедают, он их перестает любить и старается всеми силами от них отбиться.

 Важно учитывать тот факт, что детям читают различные произведения в течение дня в детском саду. Чтобы ребенка не переутомить чтением, не отбить у него желание слушать сказки дома, необходимо расспрашивать детей дома о том, что читали в детском саду, понравились ли сказки и хочет ли он послушать еще.

Полезно после чтения еще раз посмотреть иллюстрации. Теперь они будут восприниматься ребенком более осмысленно. Картинка поможет глубже понять текст. Обычно бывает, что до чтения произведения картинка воспринимается поверхностно, а после прочтения ребенок замечает те детали, которые до этого не замечал.

Невозможно воспитать у ребенка любовь к книге и чтению, если он не умеет ею правильно и бережно пользоваться. Прежде всего, сначала необходимо научить детей самостоятельно рассматривать книгу. Делать это нужно только за столом. Чтобы книга не портилась и не рвалась, нужно приучать ребенка брать её только чистыми руками, аккуратно перелистывать страницы, чтобы уголки не порвать. Нельзя разрешать даже маленькому ребенку перегибать переплет книги. Многие родители наивно полагают, что маленькому ребенку можно разрешать все, пока он не вырос. Но это ошибочное мнение. Если ребенок с малых лет не привык аккуратно обращаться с книгой, потом ждать от него бережливости в более старшем возрасте не приходится. И ругать его за это бессмысленно, виноваты родители, которые сразу это не пресекли. Правила обращения с книгой прививаются детям без назидания, личным примером взрослых. Но если мама или папа учат ребенка любить книгу, не рвать её, а сами на глазах у ребенка могут позволить себе вырезать понравившиеся рецепты из книги или вырвать неинтересные страницы, то такой пример нельзя считать правильным, скорее наоборот.

Очень хорошим средством воспитания любви и уважения к книге является его посильное участие в починке книг; можно посвятить этому занятию выходной день. Ребенок будет очень рад, если они с мамой вместе будут вырезать полоски из цветной бумаги для подклеивания книг; можно организовать сюжетную игру «Доктор Айболит», где мама будет доктором, а ребенок будет приносить на прием свои больные книжки. После такой совместной деятельности ребенку вряд ли захочется рвать книги. Можно предложить ребенку составить свою мини библиотечку. Положить на одну полочку сказки, а на другую книги про животных. Необходимо приучать самого ребенка обращать внимание на порядок его книжного шкафчика. С возрастом ребенка библиотека его пополняется и чтобы ребенок не рвал и не выбрасывал книги, которые уже вышли из его возраста, необходимо убирать книги на время, а через некоторое время опять достать их, тогда у ребенка сохранится интерес к ним, т. е. должна быть сменяемость книжного ассортимента.

 Можно с ребенком посмотреть мультфильм «В стране оживших игрушек», обсудить после просмотра, почему сломанные игрушки и порванные книги плачут, как им можно помочь.

Родителям необходимо усвоить, что хорошая детская книга, прочитанная с душой с любимым ребенком – это прекрасная возможность вернуться в свое детство, еще лучше понять внутренний мир своего ребенка, обогатить его внутренний мир и подарить ему радость от общения с книгой. Книга всегда была и будет постоянным спутником наших детей

Роль книги в развитии ребёнка

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. С детства за чтением книг человек активно развивает свое мышление. Книга будит как мысль, так и воображение. Книга приучает к усидчивости и выработке навыков самостоятельной работы, заставляет думать, анализировать, предугадывать. Эти качества важны для того, чтобы справляться с жизненными проблемами и заботами, находить решения для самых сложных задач. Книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию. Все это указывает влияние на уровень жизни. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания. Знакомить ребенка с книгами лучше с самого рождения.

Книга - это очень важная форма общения между ребенком и родителями. Книги можно начинать читать ребенку еще с колыбели. Пока вы занимаетесь малышом (купаете, кормите и т. д.) рассказывайте ему небольшие детские стишки и сказки. Конечно, малыш еще ничего не понимает, но зато он прекрасно улавливает интонацию и звуки. Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда и в последствии не возникнет проблем. У ребенка должна появиться привычка к чтению и тогда в более старшем возрасте, он так же будет продолжать читать. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы сформировать у детей потребность в чтении. И тогда будет не очень важно, когда ребенок впервые прочитает самостоятельно первую книгу: в 4 года или в первом классе. Дверь в чудесный мир литературы будет открыта.

Огромное достоинство книг - это содержащаяся в них мораль. Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться складывать из них слова, а потом и предложения. Придется тренировать память, чтобы не забывать к концу фразы ее начало, а ко второй странице - содержание первой. Читая или слушая книгу, дети представляют себя на месте главных героев. Перед ними открывается чудесный мир, полон принцесс, благородных поступков и злых колдунов. Книга для ребенка выступает в роли учителя, показывает ему, какие поступки хорошие, а какие - плохие. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых герои даны уже готовыми - такими, как их захотел представить создатель фильма. Иногда трудные переживания побуждают ребенка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.

Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На примере любимых персонажей ребенок сможет научиться тому, как следует поступать, и каких действий нужно избегать. Иногда книги действуют на противоречии, делая главными персонажами злодеев и высмеивая их плохие поступки.

Разъяснив ребенку смысл и содержание книги, родитель поможет не только развивать воображение, но и повлияет на грамотное установление причинно-следственной связи. При помощи литературы ребенок сможет понять, что за любым действием следуют свои последствия, и что любой плохой поступок рано или поздно будет наказан.

Установление причинно-следственных связей у малышей происходит с трудом, но благодаря литературе и этот сложный момент обучения будет освоен. Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования.

Регулярное общение ребенка с книгой может привести к пожизненной любви к письменному слову. Представляя книги в повседневной жизни вашего ребенка, вы привьете ему привычку читать, вероятно, на всю оставшуюся жизнь.

Стоит отметить, что, когда ребенок слушает книги, он может стать более самостоятельным. Во время чтения концентрация увеличивается, и ребенок учится слушать, что другой говорит. Чтобы проникнуть в рассказ, ребенок находится в максимальном центре внимания и внимательно прислушивается к каждому слову. Это улучшает его концентрацию. Кроме того, в то время как вы читаете сказку, она учит, что мы должны молчать и слушать, как кто-то разговаривает. После прочтения обязательно попросите ребенка кратко рассказать о том, что он услышал и узнал нового.

Еще одно огромное достоинство книг - то, что они пробуждают глубокий интерес в ребенке. Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтет ее до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость. Психологи давно доказали, что дети, которые много читают, отличаются спокойным характером. Они способны дольше сосредотачивать свое внимание на конкретном объекте изучения, а это, в свою очередь, сильно облегчает процесс обучения. Те дети, которые в детстве много читали и часто проводили время за книгой, в школе будут гораздо более усидчивыми. Не стоит беспокоиться, если ребенок читает одну и ту же книгу по несколько раз. Детям комфортнее, когда они уже знают конец любимой истории и могут рассказать её наизусть. Перечитывайте вместе с ребенком любимые книги, но потихоньку предлагайте ему новые варианты.

С помощью книг можно развить и память. Учить стихи, рассказывать сказки и так далее. Ребенок рано или поздно сам начнет рассказывать родителям то или иное произведение. Особенно такой эффект получается в вечернее время. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал - подавайте ему пример. Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру.

Главное - не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться. После таких мер ваш ребенок, вряд ли захочет продолжать читать для себя. Ведь в первую очередь книга - это все - таки развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость.

Также родителям следует внимательно отбирать литературный материал для своегоребёнка. На раннем этапе развития, когда малыш только начинает тянуться к книгам, для него стоит отбирать только самые интересные произведения, короткие сказки и притчи с яркими образами. В дальнейшем, ребёнок может перейти к изучению более серьезных и сложных произведений. Такой поступательный подход поможет малышу отыскать свой любимый жанр литературы и ознакомиться с богатым выбором детских произведений.

 Совместное чтение книг ребенка с родителями будет сближать семью. Такие дети никогда не будут чувствовать себя одинокими, а у родителей появится возможность узнать круг интересов своего ребенка, ведь зачастую ребенок ассоциирует себя в будущем с любимым персонажем. Можно после прочтения книги устроить общее обсуждение, так вы научите ребенка четко выражать свою мысль, слушать мнение других и разовьете навыки коммуникации с другими людьми.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе. Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше. Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки. Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и совместное чтение дает такую возможность. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают.

Чтение помогает ребенку лучше узнать язык, развивает фантазию. Книга всегда поможет найти контакт с малышом, сблизиться с ним, поговорить по душам и просто побыть вместе, не говоря уже о том, что она может дать ребенку много полезных качеств.

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его.

Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.

Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни. Если ребенок проявляет интерес к книгам необходимо его поддерживать и развивать. Нужно предлагать ребенку, чтобы он нарисовал своего любимого персонажа либо придумал конец для какой-то истории из книги. Эти упражнения помогут развить мышление, логику и внимательность, а такая книги как «Мойдодыр» или «Федорино горе» приучат ребенка к гигиене.

В наши дни дети все реже и реже берут в руки книгу. Происходит это из-за того, что современный мир буквально напичкан телевидением и интернетом. Также виной этому могут быть несознательные родители, которые ошибочно считают, что все необходимые знания в жизни ребенок сможет почерпнуть с телевизора или интернета. Но не следует забывать, что для ребенка очень важно, чтобы ему перед сном читали книгу. Сначала она просто помогает ему уснуть, но на подсознательном уровне у ребенка откладывается необходимая информация, которая ему обязательно пригодится в будущем. Важно, чтобы ребенок знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы.

Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт.

Помните, что, читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.


6 февраля 2019 в 18:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.